ПРОЕКТ «НАША РОССИЯ»

По материалам информационно-аналитического агентства
«Русская народная линия»

СОДЕРЖАНИЕ

* * *


Михаил Лермонтов
ПРОЕКТ «НАША РОССИЯ»

РНЛ, 17.05.2010


От редакции: В последнее время в связи с приближением выборов в Государственную Думу в российском политическом пространстве активизировался процесс партийного строительства. Ряд политиков уже заявили о желании создать новые партии или реанимировать старые. В качестве идеологической основы большинства этих политических проектов фигурирует та или иная степень оппозиционности (по разным мотивам) социально-экономическому курсу нынешней власти. Однако среди политических проектов есть один, который ориентирован не просто на смену курса, но на смену самой цивилизационной парадигмы развития России. Сегодня мы публикуем программный проект, автором которого является сопредседатель партии «За нашу Родину» доктор культурологи Михаил Юрьевич Лермонтов. В качестве приложения приводим отклики на текст обращения известных публицистов и общественных деятелей, которые были впервые опубликованы на портале КМ.Ру.

Что с нами происходит и кто виноват?

Невозможно было себе представить, что так скоро мы окажемся в ожидании вновь объявленной Президентом РФ и опять совершенно необходимой антикризисной политической и экономической реформы, но теперь уже с названием модернизация!

«Так дальше жить нельзя» — и уже в который раз за последние двадцать лет, начинается соревнование ино-Новаций в нашем жизнеустройстве.

Либерализация, демократизация, приватизация и другие способы якобы улучшения нашей жизни, привнесённые извне и принёсшие стране столько бед, уже давно стали для народа ругательными словами и сущим наказанием.

Может ли быть остановлен этот разрушительный для России бег в ино-Бытие? Когда же мы отдадим себе отчёт, что все «передовые ино-Странные модели» демократии, либерализма, рыночных отношений рождены в лоне Русской цивилизацией и имели успешное многовековое применение, пока не были злонамеренно подменены нашими недругами под лозунгом «сделать лучше» — с понятным в таких случаях продолжением «получалось как всегда»?

Именно ино-Родное, т.е. не учитывающее присущих нам ценностей и смыслов, целенаправленное вмешательство в нашу жизнь, начавшись в давние времена и возобновившись в начале девяностых двадцатого века, продолжает свою смертельную жатву — нерожденных и брошенных детей, вымирающих стариков пятидесяти лет от роду, пьянство и наркоманию, деградацию личности и обезличивание человека, развал страны и разворовывание народного добра.

Главное — продолжается разрушение духовно-нравственной, культурно-цивилизационной и исторической самоидентичности гражданина Великой России. Да и само государство продолжает терять свою идентичность.

Пользуясь нашей слабостью, соседние по планете цивилизации превращают наши ресурсы и нас самих в свой корм и продолжаться это будет ровно до той поры, пока мы будем это им это позволять.

Не позволить мы сможем, если захотим: мы самая богатая в мире цивилизация по природным богатствам, по интеллектуальному капиталу, по человеческому потенциалу, по величию своей культуры и истории, по духовному опыту и способности к мобилизации сил народа для достижения собственных интересов.

Искать виновных в происходящем без-Образии надо в своём Отечестве среди поддавшихся на искушение «желанного» образа западной цивилизации: совсем не благополучной, не свободной и совсем уже не миролюбивой.

Мы снова забыли, что для русского человека только один путь — путь в жизнеустройство по Образу и Подобию Божьему, что этот образ Великой России — Третьего Рима — Святой Руси давным-давно сложен нашими предками, но никак не находит своего устойчивого воплощения.

Да, и бессмысленно искать ино-Родного врага, препятствующего нашим планам, — ведь это просто соревнование родных по планете Земля цивилизаций, в действиях которых применяется естественное право на победу сильнейшего.

И наша ли немощь здесь причина? — как хочется думать нашим соседям, или мы долго запрягали — решать нам, но пора бы и ехать.

И двигаться надо быстро по благословению Божьему, но разумно и всем вместе: и православному христианину, и правоверному мусульманину, и буддисту, и всем для кого Россия — это единая, великая и Родная Русская цивилизация.

Поэтому рассматривать современные проблемы государства как только проблемы экономические и политические, мягко говоря, непродуктивно. Главная проблема в кризисе целеполагания развития земной цивилизации во всей полноте её составляющих.

Невозможно разрешить финансовый кризис только перестройкой финансовой системы, не изменив базовых принципов современного мироустройства — эгоистичности целей и одномерности бытия, навязываемых нам известными глобалистами.

Будущее нашей планеты — в сотворчестве каждого со всеми ради общего дела, в предоставлении права на полноценное существование для всех цивилизаций, будь то западная цивилизация, китайская, наша русская или иная. Только в масштабе цивилизации как целостного вселенского организма возможно определить сущность современных проблем и выработать средства обеспечения её жизнеспособности и развития.

А значит, подход к решению задачи возрождения России должен быть цивилизационным, т.е. всеобъемлющим и системным, а не только в рамках политических и экономических реформ, даже названных модернизацией.

Цивилизационный прорыв, а не модернизация

Русская цивилизация многими тысячелетиями складывалась на обширных пространствах Евразии под влиянием непростых условий жизни — сурового климата, огромной территории и несметных природных богатств, открытости границ, разнообразия культур и величия Духа населяющих эти просторы народов.

Россия владеет бесконечными пространствами и всеми видами ресурсов для жизни и развития, она вмещает гражданский, культурный и духовный союз государствообразующего русского народа и коренных народов и народностей России, образовавших Великую Нацию, считающих Россию своей Родиной и имеющих право жить достойно и существовать вечно.

Русская цивилизация во все времена формировалась соборным выбором, общими делами и победами Нации, определившими её генетический код, самобытность и историческую судьбу. Главные из них — это Православие как основа духовных ценностей русского народа, самодержавная государственность, победа над Наполеоном, строительство Советского государства, историческая Победа над гитлеровским фашизмом в Великой Отечественной войне, становление Российской Федерации как демократического и социального государства.

Русская цивилизация как священное всеединство Природы, Человека, Нации и Государства основана на ценностях соборного жизнеустройства, бескорыстного служения и дружественного сосуществования её народов, позволяла народам вместе выживать в минуты смертельной опасности, а России — вновь возрождаться в качестве Великой мировой державы.

Как ни одна страна в мире, Россия обладает богатым историческим опытом, бесценным при выборе стратегии своего развития.

Во все времена жизнеспособность Русской цивилизации определялась сохранением и передачей из поколения в поколение основополагающих смыслов бытия и внутреннего уклада жизни:

Именно против разрушения этих смыслов бытия и внутреннего уклада жизни направлены сейчас действия недругов Русской цивилизации, именно на разрушение связи поколений в населении России уделяется особое внимание.

Основные вызовы и угрозы современной России — в возможности утраты принадлежащих Русской цивилизации высших национальных духовных, культурных и материальных ценностей, собственной идентичности, а так же исторических национальных пространств.

Население страны находится под угрозой постепенного вымирания, территория под угрозой сокращения и опустошения, уклад государственной и общественной жизни под угрозой злонамеренного разрушения.

Продолжается разложение цивилизационной целостности нации как гражданского, социального и культурного союза народов и народностей, неоправданная разделённость русского народа, демографическая депрессия, разрушение и разграбление народного хозяйства, духовно-нравственное растление общества, деформация культурного и образовательного пространства, информационная экспансия и агрессия против традиционных ценностей, разрушение межнационального общежития.

Россия сейчас должна сделать самый важный в своей много тысячелетней истории выбор — выбор нового качества российской государственности и стратегического направления развития Русской цивилизации.

Жизнеспособность Русской цивилизации в соревновании с другими мировыми цивилизациями определяется сегодня успешностью её развития, а преодоление вызовов и угроз её существованию, есть главная задача государства и общества.

Историческая миссия России — начать этот цивилизационный прорыв с себя и своим примером, распространить его по всему миру.

Самобытность, справедливость, соборность

Демократический принцип государственного жизнеустройства — народовластие, — закреплён в действующей Конституции РФ (Статья 3) в следующем виде:

Народовластие в историческом контексте Русской цивилизации является динамическим понятием, изменяющимся во времени в соответствии с положением в государстве. В тяжёлые, смутные времена и при внешних угрозах народовластие берёт на себя всю полноту власти, т.е. объединяет все элементы традиционной основы российской государственности «Православие, Самодержавие, Народность». При этом народ осуществляет свою власть непосредственно и устанавливает основные направления государственного развития, обязательные для исполнения всеми ветвями власти.

Реализовать в современных кризисных условиях непосредственное осуществление народовластия возможно введением конституционным путём в систему государственного управления Верховного органа народной власти — Всенародного собрания — «Народного (Земского) Собора», согласно решениям которого и должна осуществляться государственная власть.

Народный Собор России — это Всенародное собрание избираемых прямым голосованием народных депутатов, представляющих территории, а также основные социальные слои и страты страны, созываемое для коллегиального решения основных вопросов жизнеустройства государства.

Народный Собор России является исторически легитимным, ведь институт народных соборов не был отменён даже в СССР.

Народный собор России формирует соборный строй, основанный на национальных ценностях, исторической преемственности, самобытности, суверенности, самодостаточности для развития и патриотической национальной идентификации граждан страны, а также на точном соблюдении прав и обязанностей личности, общества и государства при их взаимном уважении.

Народный Собор России — часть её конституционного строя, есть народное начало государственной власти, выражение стремления нации к симфонии власти и народа и реализации его конституционного права быть единственным источником и сувереном власти в стране.

Народный Собор России призван улучшить качество и расширить социальную базу государственной власти страны, гармонизировать интересы общего дела выживания и развития нации, а также определит основные и приоритетные направления государственного строительства.

Народный Собор России мобилизует творческие силы народа на реализацию потенциала самоорганизации в защите ценностей и воплощения национальных интересов.

Народный Собор России — это:

Народный Собор России определяет:

Народный Собор России не отменяет парламентаризма в России, он оставляет за Федеральным собранием прямые законотворческие функции по выполнению решений Собора и формирование Правительства России.

Народный Собор России не отменяет систему парламентских политических партий, он находится над ней.

Народный Собор России не подменяет собою Правительство и вообще исполнительную власть в России и как Верховный орган народной власти России определяет для Правительства:

Народный Собор России обладает законодательной инициативой и всей полнотой государственной власти в стране.

«Народный Собор России» принимает следующие государственные документы:

Принцип выборов депутатов «Народного Собора России» должен быть основан на традиционной для Русской цивилизации земской системе. При этом граждане выбирают своих представителей в Местные (муниципальные) собрания, затем депутаты Местного собрания выбирают депутатов Регионального собрания, а те в свою очередь депутатов Всенародного собрания. На каждом этапе выборов происходит обсуждение и принятие предварительно подготовленных Народных Наказов разных уровней. Собрания выбирают депутатов для голосования на следующем уровне за уже принятые на этих собраниях Наказы.

Предлагаемая архитектура народовластия, получившая название «соборной демократии», динамично изменяющаяся, институализированная в виде ступенчато выбираемого «Народного Собора России», исторически соответствует традиции Земского собора и по своей сути отвечает фундаментальным принципам соборного жизнеустройства Русской цивилизации.

Национальная стратегия России или что делать?

Национальная Стратегия России как основополагающий документ, принимаемый Народным Собором России, должна решать главные задачи:

Народный собор России как гражданская инициатива

В сегодняшней России нет ни одной партии, отражающей интересы всего Народа, поскольку любая партия является лишь его очень малой частью. Поэтому в рамках межпартийной борьбы и при нынешних выборных технологиях Народ фактически лишён своего права на реальное народовластие, предусмотренное действующей Конституцией. Свой исторический выбор пути развития страны Народ должен сделать сам, не передоверяя это в очередной раз какой-либо партии. Причём так, чтобы любая власть обязана была действовать в его рамках.

Именно в нынешнем, сложном для Отечества историческом этапе предстоящих парламентских и президентских выборов, усиливающейся напряжённости извне и внутри страны, в условиях всё более кризисной демографической ситуации и нарастания социального неравенства как естественной реакции самосохранения общества, появляется необходимость в проведении Общероссийского собрания сторонников Народного Собора России, которое должно сформулировать и предложить пути решения главной задачи Русской цивилизации — сохранения жизнеспособности и гармоничного развития Нации и единого Российского Государства.

Только такой представительный форум, как Народный Собор России, вправе провозгласить подлинный исторический выбор Народом своего пути развития, целей бытия, системы ценностей и базовых основ общественного и государственного устройства. Основными решениями форума должны стать солидарно подготовленные предложения по главным направлениям развития Русской цивилизации и механизмам их реализации, которые будут являться Наказом Народа политическим партиям, властным структурам и всему гражданскому обществу России, а также планом практических действий, обеспечивающих преобразования общественного и государственного жизнеустройства.

Конституционно легитимизировать всенародное собрание — Народный Собор как верховный орган народного представительства и народовластия — может референдум. Вопрос, который может быть вынесен на референдум, при положительном ответе фактически определяет вектор будущего развития России:

Считаете ли вы, что Конституция Российской Федерации должна установить, что Народ как единственный источник и суверен власти осуществляет её через всенародное собрание народных депутатов — Народный Собор России и согласно решениям которого осуществляется государственная власть?

В качестве гражданской инициативы предлагаем провести летом 2010 года Общероссийское собрание сторонников Народного Собора России.

Это собрание должно оставить без внимания те вопросы, которые по мелочам нас разъединяют и отвлекают от решения главной задачи соборного возрождения гражданского самосознания на принципах реального внутреннего согласия, единодушия людей и нравственных идеалов общения личностей в истине, любви к Богу и друг другу.

Предлагаем в оставшееся время сосредоточить усилия на подготовке к решению следующих конкретных вопросов повестки дня собрания:

Обращаемся ко всем гражданам Великой России за практической и молитвенной поддержкой нашей инициативы и принимаем предложения от общественных организаций и политических партий об участии в организационном комитете Общероссийского собрания сторонников Народного Собора России на сайтах http://www.zasobor.org или http://www.zanashurodinu.ru.


Сопредседатель цивилизационной политической партии «За нашу Родину»
Михаил Юрьевич Лермонтов.


Впервые опубликовано на сайте КМ.ru.




ОТКЛИКИ НА ОБРАЩЕНИЕ



Алексей ПУШКОВ,
директор Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД РФ


В РОССИИ ПРОИЗОШЛА АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


Проект «Наша Россия», как мне представляется, вызван озабоченностью и тревогой за судьбу страны, которые абсолютно обоснованны. Это является проявлением активной гражданской позиции, которую надо всячески приветствовать. В проекте говорится много правильных слов относительно того, какой должна быть национальная стратегия России, и о нынешнем состоянии страны. Однако главное содержание этого проекта, на мой взгляд, глубоко утопично.

Любой проект я оцениваю с точки зрения его осуществимости

Введение Народного собора России как действенного органа, который сможет оказывать влияние на характер исполнительной или законодательной власти в стране, на настоящем этапе невозможно. В тексте проекта есть прямое противоречие, когда говорится, что Народный собор является реализацией положений действующей Конституции относительно непосредственного осуществления народом своей власти. При этом в третьем пункте говорится о том, что назначение высшего руководителя управительной власти в стране — канцлера (премьер-министра) России — является прерогативой Народного собора. На самом деле это — прямое нарушение Конституции. Получается, что в одном месте мы видим ссылки на Основной закон, а в другом выдвигается предложение, которое ему противоречит.

Кроме того, любой проект я оцениваю с точки зрения его осуществимости. Этот проект неосуществим, потому что в нашей стране есть определённая, установившаяся система властных отношений и отношений между властью и обществом. Данный проект требует глубокого, революционного изменения характера власти в России. Совершенно непонятно, на каких основаниях будет собираться Народный собор, и с какой стати исполнительная власть даст ему возможность влиять на себя.

Фиктивный Народный собор никому не нужен

Другое дело, что эта идея может быть реализована в том случае, если произойдёт глубокое изменение характера развития российского общества. Пока я не вижу предпосылок для этого изменения. С другой стороны, она может быть реализована, если кто-то во власти решит просто дезавуировать эту идею. Тогда создадут фикцию Народного собора, где будут собираться люди, что-то говорить и предлагать, но это не будет иметь воздействия на реальную политику. Такой фиктивный Народный собор никому не нужен. Это будет профанация идеи.

Получается, что проект «Наша Россия», с одной стороны, предполагает такое развитие ситуации в стране, которое пока не просматривается (в силу чего я и считаю его утопичным), либо он предполагает сугубо фарсовую реализацию ряда положений этого проекта, чтобы просто успокоить общественное мнение без всякого воздействия на реальную власть. У нас законодательная власть в настоящее время является производной от исполнительной. Она не выступает с самостоятельными инициативами. У нас нет парламентского контроля над исполнительными органами, кроме разговоров.

В России произошла абсолютизация исполнительной власти. Спрашивается: откуда, за счёт чего и за счёт каких источников в таких условиях возьмётся Народный собор?.. На мой взгляд, сейчас нам надо хотя бы выправить отношения между исполнительной и законодательной ветвями власти, чтобы превратить Госдуму из комитета по штамповке правительственных законопроектов в Думу. Это уже было бы неплохо. А та задача, которая ставится в упомянутом проекте, просто оторвана от сегодняшнего дня и реальных властных отношений.


Михаил ЛЕОНТЬЕВ,
тележурналист


ТОРГОВЕЦ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ ВОИНА


Одной из наиболее дебатируемых в российском обществе тем по-прежнему остаётся поиск адекватной формы для модернизации страны, которая бы учитывала цивилизационные особенности России. Я имел возможность ознакомиться с достаточно интересным программным документом, одним из разработчиков которого является сопредседатель цивилизационной политической партии «За нашу Родину» Михаил Лермонтов.

Сразу скажу, что общий посыл концептуально мне чрезвычайно близок. Тем не менее, хотел бы высказать некоторые критические замечания содержательного характера. Отказ от огульного заимствования положений неработающей на нашей почве либеральной парадигмы — это мировоззренчески правильный подход. Все наверное слышали про трёхтомник «Проект Россия», где основные принципы, изложенные в «Проекте „Наша Россия“» разбираются ещё более подробно и основательно.

С религиозной точки зрения любой прогресс — вещь абсолютно безумная

Михаил Лермонтов констатирует кризисное состояние, переживаемое российским обществом, и справедливо утверждает, что это является следствием попытки построить политическую, экономическую и культурную систему на грехе. Понятно, что это абсолютно аксиоматическое утверждение, с которым вряд ли кто-то станет спорить. Но, со своей стороны, я бы хотел сделать такое существенное замечание, которое можно сформулировать таким образом — «нельзя низводить „Царство Божье“ с небес на землю». К сожалению, в упомянутом документе такая граница чётко не прочерчена. Хотя это очень важно. Недаром все церковные доктрины, которые, так или иначе, касаются вопросов экономики, носят характер не императивов, а ограничителей. По принципу — «делать нельзя этого, этого и этого». А что конкретно нельзя никогда делать в экономике церковь не берётся диктовать. И это оправданно с точки зрения догматики. С точки зрения земного воплощения высокого духовного содержания главным вопросом является конкуренция и эффективность. К религии эти проблемы никакого отношения не имеют. С религиозной точки зрения любой прогресс — вещь абсолютно безумная, поскольку человек это есть «создание Божье». Так что любая попытка изменить его как минимум является проявлением гордыни.

Что касается технического или бытового прогресса, то он не имеет смысла. Потому что с религиозной точки зрения смысл земного существования не это, а приближение «Царствия небесного». Но поскольку существование любого человеческого сообщества (начиная с семьи и племени, заканчивая нацией и государством) связано с проблемой выживания, то всегда есть необходимость определиться, какие структуры (политические, экономические и организационные) способствуют выживанию, а какие нет. Например, у советской модели экономики есть один крупный недостаток — меньшая эффективность в конкуренции с другими. Правда, это произошло лишь в определённый момент и при определённых (привходящих) условиях. Российскому обществу, которое выросло из этой модели, нужно определить, почему это произошло, чтобы преодолеть этот недостаток в дальнейшем.

В упомянутом документе мне близок тезис о том, что «невозможно разрешить финансовый кризис только перестройкой финансовой системы, не изменив базовых принципов современного мироустройства — эгоистичности целей и одномерности бытия, навязываемых нам известными „глобалистами“». Это, конечно, правильно. Правда, звучит слишком обще. Политической партии не следует заниматься проповедью (в таком случае она просто пытается подменить собой церковь), выдавая это за поиск оптимальной модели политической системы.

Сословная система предполагает дифференциацию прав и обязанностей

Или вот ещё один из важных постулатов: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Опять же концептуально звучит весьма правильно и привлекательно, но непонятно, каким образом это будет реализовано. Например, не совсем понятно, почему предложенная схема называется «земской» моделью. На мой взгляд, она скорее имеет отношение к позднесоветской модели. Потому что земская модель — это сословное представительство. В традиционном обществе сословная система базируется на естественном праве — на праве рода. Я, кстати говоря, являюсь её сторонником, потому что такая система даёт ответы на вопросы. Может быть, это кого-то шокирует, но она реально работает.

Но важно, чтобы в сословной системе право рода не заменялось правом свободного выбора. Раннесоветская демократия — это было сословное представительство, из которого были исключены высшие сословия. А сословная система предполагает дифференциацию прав и обязанностей. Люди не равны в своих правах, потому что они не равны в обязанностях. Это очень важно. Тогда вы получаете возможность реального представительства интересов. Торговец не должен представлять интересы воина. Потому что это не его интересы.

Обращает на себя внимание, что документ буквально пропитан политкорректностью. Получается затейливая вышивка, которая сверху надета на банальную политическую систему. Здесь красиво сформулировано про «мобилизацию всей Нации на всеобщую уборку страны от чуждого нам мусора и разрушающего нашу цивилизацию тлена». Но при этом не совсем понятно, что это за гражданское общество такое, которое нужно мобилизовать для реализации проекта, с которым не может справиться «вялое» государство. Или вот такое положение: «Народный Собор России не отменяет парламентаризма в России». Хочется спросить, а зачем в такой модели он вообще нужен? Зачем в предлагаемой системе нужны политические партии и парламентаризм? Складывается такое впечатление, что это дань современному дискурсу по принципу «а потому что так положено — как же нам без парламентаризма».

Ещё одно критическое замечание касается предложения привязать стоимость рубля к реальной стоимости энергоресурсов. А кто сказал, что энергоресурсы имеют реальную ценность? Вот мы сейчас писали целый номер о сланцевых газе и нефти. Через три-четыре года, вследствие внедрения этой новой технологии добычи, газ может потерять в цене критически. А ещё через 5-6 лет он вообще ничего не будут стоить. Это будут почти повсеместно доступные ресурсы по низкой стоимости. И что будет, если мы привяжем к ним наш рубль? Потом его придётся привязывать к куриному помёту. Ещё раз повторюсь, Михаил Лермонтов, а также другие идеологи партии «За нашу Родину» абсолютно близки мне по ценностям и мировоззрению. Но конкретное воплощение указанных императивов нуждается в серьёзной разработке.


Андрей ПАРШЕВ,
публицист


ОБЩЕСТВО СОЗРЕЛО ДЛЯ ОТКАЗА ОТ ЛИБЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА


Я считаю, что опубликованный порталом KM.RU Проект «Наша Россия», подготовленный Оргкомитетом по проведению собрания сторонников Народного Собора России и партией «За нашу Родину», является крайне своевременным и жизненно необходимым документом. По моему мнению, российское общество уже созрело для реформ, направленных на отказ от либерального проекта в сторону возрождения цивилизационных основ и самобытности России. Люди интуитивно осознают, что главный вектор будущих изменений должен идти вразрез с либеральными ценностями.

Изменение существующего порядка вещей соответствует интересам общества

Приведу наглядный пример, который связан с последними трагическими событиями. Понятно, что реалии жизни убеждают нас в том, что ответственность за такого рода преступления должна быть коллективной (ответственность семьи и рода). Наша правоохранительная система этого никак не учитывает. По одной единственной причине — из-за давления либеральных ценностей. И любая попытка изменить ситуацию блокируется жёсткой либеральной позицией Запада. Так что любая попытка решить эту проблему неизбежно приводит к конфликту с ним. Вот почему данное решение не принимается.

Есть и другие вещи, которые делают нашу жизнь трудной и трагичной. Это стало возможно вследствие приверженности части общества (скорее, его верхушки) к либеральным ценностям. На самом деле, если мы проведём непредвзятый опрос среди народа и законодателей, то ответы на одни и те же вопросы зачастую будут прямо противоположными.

Убеждён, что проект возрождения суверенной государственности Русской цивилизации с приоритетом ценностей нации и национальных интересов обладает высокой жизнеспособностью. И не в силу того, что данный постулат представляется убедительным для всех. Просто изменение существующего порядка вещей соответствует интересам почти всего общества. Люди понимают, что уже нельзя продолжать и дальше жить в прежней парадигме. В принципе, этот проект не является застывшей догмой. В процессе реализации он может быть изменён. Но в том, что он необходим, на мой взгляд, уже никто не сомневается.

Люди должны понимать, что от их голоса кое-что зависит

Что касается тезиса о восстановлении в России исторической формы реального народовластия — Народного (Земского) Собора, реализующего конституционное право народа как суверена и источника власти, то это полностью соответствует нашей Конституции, которая прямо указывает, что источником власти в РФ является народ. При этом формы народовластия могут быть разными. И нельзя заранее утверждать, что одна из них априори является хуже другой. Многое зависит от конкретных исторических условий. Например, в российском парламенте есть две разные формы представительства (в Совете Федерации и Думе). Это объясняется тем, что они выражают разные интересы.

Или ещё один пример. В 1993 году состоялся последний референдум, в ходе которого большинство граждан одобрили деятельность гайдаровского правительства. На самом деле, это не так уж плохо. Поскольку люди должны понимать, что от их голоса кое-что зависит и они несут ответственность за принимаемое решение. Я считаю, что того политического опыта, который накоплен в нашей стране, достаточно, чтобы перейти к формам прямого правления.

Нужно разработать национальную Стратегию развития России

Ещё одна серьёзная проблема, которую необходимо решить, если мы хотим, чтобы процесс реформирования привёл к желаемому результату, — это разработка национальной Стратегии развития России. Её положениями и должно руководствоваться руководство страны в своей деятельности. Проблема заключается в формулировке. Не случайно те, кто сейчас удовлетворён сложившейся ситуацией, стараются избегать чётких формулировок и определений, в чём же состоит национальная стратегия. На текущий момент она состоит в том, что мы, по сути, привязаны к либеральной экономической доктрине, которая гласит, что самое главное — это прибыль. Соответственно, если субъекты экономики её получают, то это идеальная экономическая модель. В то время как данный подход уже неоднократно доказывал свою неприемлемость в российских реалиях.

Целью экономической системы должна стать возможность трудиться всем, кто того желает. И всё должно подчиняться этой цели, а не извлечению прибыли. Потому что в противном случае по либеральной доктрине оказывается правильным, когда некое производство закрывается или распродаётся «по цене металлолома», а его владелец получает прибыль и уезжает на Канарские острова. Понятно, что с точки зрения нелиберальной доктрины такое развитие ситуации не отвечает целям национального развития, а значит является незаконным. Таким же образом деятельность всех экономических субъектов должна соотноситься с заявленными в стратегии целями.


Сергей КАРА-МУРЗА,
политолог и публицист


ВАЖНА УСТАНОВКА НА СОБИРАНИЕ И КОНСОЛИДАЦИЮ ОБЩЕСТВА И РОССИЙСКОЙ НАЦИИ


В Российской Федерации создаётся новая партия «За нашу Родину». Недавно опубликован её текст наподобие манифеста — проект «Наша Россия». Эта партия определяет себя непривычным для нас понятием — «партия цивилизационного типа».

Действительно, в представлениях формационного подхода, воспринятого нами в советское время через исторический материализм, партии являются ассоциациями граждан, объединённых общими социальными интересами, и служат способом организации для эффективной конкуренции с другими социальными группами на «политическом рынке». Примерно так же трактует роль партий в гражданском обществе либерализм. Исходя из этих принципов и была сконструирована на исходе перестройки многопартийная система Российской Федерации.

Кризис России порождает множество системных проблем и угроз

Как следует из положений проекта «Наша Россия», ещё довольно-таки расплывчатых, побудительным мотивом к созданию этой новой партии послужило ощущение, что целый ряд национальных («цивилизационных») проблем России как целого не находит в нынешней партийной системе своего выразителя. Концентрируя своё внимание на проблемах части общества (социальной группы), каждая партия упускает из виду важнейшие в условиях системного кризиса России проблемы — они оказываются «ничейными».

В этой мысли есть очень большая правда. Даже сам язык наших партий «формационного» типа не приспособлен для изложения и объяснения проблем, которые именно касаются всех. Более того, значительная часть таких проблем относится к категории стратегических угроз для России именно как целого. Например, когда партии спорят о школьной реформе, речь идёт о конфликте интересов между обедневшей частью населения, для детей которой становится всё менее доступным образование высокого качества, и зажиточной частью, дети которой всё более удаляются от массы в привилегированных школах. Партии не замечают, что отказ от единой школы, которая служила «генетическим аппаратом» воспроизводства народа, означает переход к «школе двух коридоров», которая воспроизводит классы. Это проблема не социальная, а прежде всего цивилизационная (социальные проблемы порождаются как её следствие).

Но кризис России тем и отличается от западного, что порождает множество подобных системных проблем и угроз. Поэтому создание новой партии, которая ставит своей целью выработку языка для описания таких проблем и угроз, методологии для выявления таких проблем, из «измерения» и объяснения, следует приветствовать. Как сказано в проекте, «подход к решению задачи возрождения России должен быть цивилизационным, т. е. всеобъемлющим и системным, а не только в рамках политических и экономических реформ, даже названных модернизацией». Пожалуй, лучше бы сказать, что и модернизация есть понятие именно цивилизационного подхода.

Стратегические установки — главное, а политические технологии приложатся

На мой взгляд, предлагаемые в проекте в данный момент политические средства (учреждение Народного Собора России) пока что выглядят сырыми и утопическими. Это не страшно — средства будут проектироваться в процессе работы над языком и методологией. Важна установка на собирание и консолидацию общества и российской нации, а не раскол и конкуренцию частей.

В проекте сказано: «Народный Собор России призван улучшить качество и расширить социальную базу государственной власти страны, гармонизировать интересы общего дела выживания и развития нации. Народный Собор России мобилизует творческие силы народа на реализацию потенциала самоорганизации в защите ценностей и воплощения национальных интересов». Именно так! Здесь сформулирована едва ли не важнейшая задача национальной повестки дня.

Сказано также: «Народный Собор России не отменяет систему парламентских политических партий, он находится над ней». Тоже очень важная установка. Нет необходимости ломать систему сложившихся политических партий — пусть они продолжают выполнять свои социальные функции как структуры гражданского общества, а через цивилизационную партию и её члены и в той или иной мере остальные партии будут искать путь решения общих проблем России в целом.

Стратегические установки — главное, а политические технологии приложатся по мере созревания доктрины новой партии и её интеллектуальной и организационной базы. Пожелать ей в этом успеха было бы логичной реакцией разумного здравомыслящего гражданина России. Эта партия не сможет объять всех проблем, но некоторые важные проблемы она сможет поставить лучше, чем другие партии.


Александр ВЛАДИМИРОВ,
генерал-майор


ПРОЕКТ «НАША РОССИЯ» БЕЗАЛЬТЕРНАТИВЕН!


Я считаю, что в настоящее время либеральный проект как образ «светлого будущего» России практически умер, но «дело его живёт и процветает». Ужас в том, что, как нам представляется, сегодня в России нет ни одного социального слоя (из тех, что находятся у власти или при власти), который был бы заинтересован в развитии страны и предпринимал бы усилия для блага нации, а не для своего личного обогащения. К сожалению, наш правящий класс видит в народе только «средство для формирования бюджета», который потом они смогут «распилить», что он делает успешно, с удовольствием и очень профессионально.

Назревает состояние, которое Ленин определял как «революционная ситуация»

Но власть всё так же целеустремлённо ведёт нас к так называемым «человеческим ценностям и в Европу» дорогой либеральных реформ, что с каждым днём целенаправленно ухудшает шансы России на выживание в качестве особой цивилизации, суперэтноса, великой державы и уникальной культуры. Всё более назревает состояние, которое Ленин определял как «революционная ситуация», то есть когда верхи не могут управлять по-прежнему, а низы не хотят жить по-прежнему.

Народ устал от того, что его считают «быдлом», ни во что не ставят, но при этом кормятся за его счёт. Власть с каждым днём всё более утрачивает авторитет в народе и контроль над ситуацией в экономике, социальной сфере и внутриполитической ситуацией в стране. В том числе и потому, что ей просто никто не верит. Все заявления наших лидеров практически никогда не исполняются или исполняются в направлении, противоположном задуманному. Такова судьба всех национальных проектов, которые начинались с громких и многообещающих заявлений, а заканчивались, как правило, пшиком, и никто за всё это не ответил.

Даже самый поверхностный анализ состояния наших «всё ухудшающихся дел» вызывает удивление уже не этим, привычным за двадцать лет тотальной демократии и либерализма, «феноменом государственного самоуничтожения», а той настойчивостью (даже — планомерностью), с которой в России реализуются самые негативные прогнозы, рушатся все национальные проекты, которые также регулярно сменяют (также обречённые на неисполнение) всё новые «нетленные инициативы» наших политиков, притом что на всё это выделяются (и исчезают) деньги, которые зарабатывают не чиновники, а нация.

Бунт отбросит страну в никуда

Другими словами, Россию не только никто не развивает, но уже и не управляет страной. Вот почему я полагаю, что российское общество всё больше приближается к тому состоянию, которое не может не вылиться в классический русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», в котором виноватыми окажутся те, кто хоть чего-то добился в жизни, и никакая личная охрана или особняк не спасут. При этом представляется очевидным, что ни одна силовая структура, которой по Конституции и положению вменяется в обязанность — «защита конституционного строя», ничего для защиты существующей власти предпринимать не будет. Другими словами, будет «как всегда», то есть силовики промолчат и примкнут к победившему, вспомним 1991 год в Москве, или другие «цветные революции» в Киргизии, Киеве или Тбилиси.

Но поскольку такой бунт отбросит страну в никуда или в новый «каменный век», который быстро закончится разделом страны на оккупационные зоны (хотя, быть может, в этом и есть суть деятельности наших либералов), то его, безусловно, нужно избежать, как бы ни толкала на него наш народ наша же государственная власть.

Нам представляется, что власть всё же подспудно понимает это, но уже ни на что серьёзное не способна, так как она, в результате целенаправленного негативного отбора, наполнена исключительно «лояльными» непрофессионалами, которые появляются у власти планово и автоматически и которые не способны ни на какое конструктивное действие во имя сохранения нации, ни даже на любой позитивный управляющий импульс, так как пришли во власть для «кормления». При этом очевидно, что власть не может подготовить и представить нации адекватный критической ситуации экономический или политический план, стратегию или ответ, поэтому она продолжает цепляться за либерализм, возрождает «страсти по Гайдару», финансирует всеобъемлющие либеральные утопии.

Одновременно наша власть продолжает уничтожать лучшее из национального достояния России, например, уничтожает нашу великую национальную суворовскую военную школу, делая из суворовцев бойскаутов, из суворовских военных училищ — детские дома, из идеи служения Отечеству с детства — идею социального пакета.

России нужен другой Национальный проект, который был бы признан всей нацией

Главный проект власти — либеральный проект «Россия в XXI веке: образ желаемого завтра» (его недавно представил институт Гонтмахера ИНСОР). К сожалению, поскольку у нас почти в каждой области национального бытия наблюдается «полный Ванкувер и гонтмахер», то очевидно, что общество вряд ли зажжётся идеей нового «либерального реванша» с Собчаком на знамени и Немцовым во главе. К сожалению, по большому счёту ни одна из существующих политических партий этому проекту не противостоит, ни «Единая Россия» (которая просто исполняет то, что говорит власть), ни «Справедливая Россия», ни даже КПРФ (и уж тем более не Жириновский).

Вот почему России нужен другой Национальный проект, который был бы признан всей нацией и объединил бы её Общим делом собственного выживания и развития. И такой новый национальный проект появился. Он называется «Наша Россия», его представляет народу политическая партия (которая пока даже не зарегистрирована) «За нашу Родину». Этот проект включает в себя Национальную стратегию развития и безопасности России до 2050 года и идею Народного собора как института прямого народовластия страной.

Национальная стратегия России основана на её национальных исторических ценностях, в ней чётко определены цели и приоритеты нашего бытия. Национальная стратегия России базируется на двух абсолютных стратегических целях и императивах своего существования.

Во-первых, главным приоритетом национального бытия является жизнь людей, которая должна быть достойной.

Во-вторых, Россия должна быть вечной, успешной великой державой и особой цивилизацией в настоящей и во всей будущей истории Человечества.

Мы считаем, что ни существующая власть, ни существующая политическая система не способны эти задачи ни сформулировать, ни решить. Вот почему для реализации этой стратегии нужно создавать новую политическую систему.

Граждане хотят, чтобы власть работала на улучшение жизни народа

Партия «За нашу Родину» в проекте «Наша Россия» предлагает конкретный механизм формирования новой политической системы России. Этот проект называется Народный Собор, который опубликован на сайте www.rodina.moy.su, где все представленные программные документы обсуждаются широкой общественностью. Я как председатель Национального совета партии получил на эти публикации более 1500 откликов из 56 регионов. Из них более 100 профессиональных комментариев и дополнений к разным разделам «Основ Национальной стратегии развития и безопасности России — 2050».

Очевидно, что граждане страны, устав от всего происходящего, хотят, чтобы Россия наконец получила иной, конструктивный и великодержавный вектор национального развития, а власть целеустремлённо работала бы на улучшение жизни народа, а не целеустремлённо ухудшала её. К этому есть прямые конституционные предпосылки — 3-я статья Конституции чётко говорит о том, что вся полнота власти в РФ принадлежит народу, однако она не предусматривает никакого механизма прямого народовластия, кроме участия в референдумах, что по сегодняшнему законодательству труднодостижимо.

Институт прямого народовластия России необходим

Но институт прямого народовластия России необходим, иначе просто гибель, так как её историческое время бездарно разбазаривается, цивилизационная, культурная и социальная ткани её матрицы истончаются и рвутся. Нам представляется, что для этого нужно уйти от скомпрометировавшей себя системы партий-клиентел и созвать Народный Собор России, разработать и принять Национальную стратегию (на основе региональных наказов), которая станет императивом для действующей власти, при этом верховная власть в стране должна принадлежать самому народу.

Народ должен получить право прямо представлять свои интересы в верховной власти, также нужно придать новый облик исполнительной (управительной) власти и, конечно, на негосударственном (муниципальном) уровне также нужно выстраивать новую систему властной ответственности. Мы считаем, что только тогда Россия и её власть будут работать для реализации нашей собственной Национальной стратегии, а не реализовывать планы наших геополитических противников.

Все эти положения содержатся в проекте «Наша Россия», который представил председатель политического совета партии Михаил Юрьевич Лермонтов. Другие политические силы и близко не подходят к подобному пониманию состояния нации и видению выходов из неё ни по идее, ни по полноте использованного научного аппарата и аргументации.

Я предлагаю нашей государственной власти, политическому классу и экспертному сообществу перестать слушать её либеральных оракулов и советников, перестать рассуждать на тему «готмахера» и беспокоиться впечатлениями Запада о себе родимых, а заняться своим прямым делом — работать во имя России, достигать положительных результатов и отвечать за её судьбу.

Конечно, это дело трудное, но выхода у нас нет, и для этого необходимо менять парадигму, базовую схему нашего национального бытия, что и предлагает проект партии «За нашу Родину!» «Наша Россия».


http://ruskline.ru/analitika/2010/05/17/proekt_nasha_rossiya/




ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ
(ПРОЕКТ «НАША РОССИЯ»)

РНЛ, 16.08.2010


1 августа 2010 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в исторической усадьбе Середниково состоялось собрание представителей общественных объединений более чем из пятидесяти регионов Российской Федерации, которые, реализуя своё конституционное право «участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей», возложили от имени представляемой ими части народа полномочия и ответственность на созданное Народное Собрание России как гражданскую инициативу по осуществлению «власти непосредственно» и «защиты своих интересов» в пределах предоставленных Конституцией РФ прав и свобод. Таким образом, состоялась институализация конституционного права народа на осуществление «власти непосредственно» в виде Народного Собрания России как гражданской инициативы, сообщается в пресс-релизе по итогам мероприятия. Участники собрания определили своей главной целью «конституционное признание Народного Собрания России как верховного органа власти народа и осуществление его полномочий уже в настоящее время в допустимых Конституцией РФ пределах».

Редакция РНЛ публикует программный документ, принятый Народным Собранием России как основа деятельности организации.


I.  ВВЕДЕНИЕ

Россия как особая Русская цивилизация, самая богатая в мире по духовному опыту, по величию своей культуры и истории, по интеллектуальному капиталу, по природным богатствам и способности к мобилизации сил народа, должна сегодня сделать самый важный в своей новейшей истории выбор — выбор нового качества российской государственности и стратегического направления развития Отечества.

И этот выбор должен сделать сам народ как суверен и источник власти, реализующий своё конституционное право через верховный орган народной власти — «Народное Собрание России», согласно решениям которого и должна осуществляться государственная власть.

Народное Собрание России — это собрание избираемых прямым многоступенчатым голосованием народных избранников, представляющих территории, а также основные социальные слои и страты страны, созываемое для коллегиального решения фундаментальных вопросов жизнеустройства государства.

Народное Собрание России — это народное начало государственной власти и установление принципа единоначалия в соборности в лице Председателя Народного Собрания России — Верховного Правителя России — Президента России.

Основной документ, принимаемый «Народным Собранием России» — Национальная Стратегия России — должен содержать систему защищаемых государством ценностей Нации, национальные интересы и приоритеты развития, меры противодействия угрозам жизнеспособности Русской цивилизации, критерии эффективности работы институтов государства и исполнительной власти всех уровней, место России в системе мировых цивилизаций, определяющая национальную повестку дня России на ближайшие 100 лет.

До конституционной легитимации «Народного Собрания России» по инициативе общественных организаций проводится гражданский форум, который принимает настоящие Основы Национальной Стратегии России для выражения собственной позиции о будущем страны с предложением к власти учитывать это мнение при реализации государственной политики и как народное задание для разработки полномасштабной Национальной Стратегии России.


II.  ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ

1.  Благоустроение нашего Отечества на основе фундаментальных ценностей Нации и безусловного приоритета национальных интересов России.

2.  Мобилизация Нации на всеобщую уборку страны от чуждого нам мусора и разрушающего нашу цивилизацию тлена, на развитие России как великой державы, на благоденствие Нации и жизнь по правде.

3.  Сбережение и умножение народа российского, достойная и мирная жизнь Великой России и мировое лидерство Русской цивилизации.


III.  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ

4.  ЖИЗНЬ ПО ПРАВДЕ — царство Правды как многовековой идеал народа для государственного устройства, то есть порядок жизнеустройства, основанный на справедливости, честности и соответствии истинности.

5.  СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА — качество жизни, сопоставимое с наиболее передовыми странами мира по всем основным параметрам, жизнесберегающее и внерыночное здравоохранение, ликвидация наркотизации и алкоголизации, плюс один миллион юных граждан России каждый год.

6.  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ — конкурентоспособная экономика, обеспечивающая высокий жизненный уровень, реализующая все преимущества природных богатств и человеческого капитала страны, вписанная в международное разделение труда в качестве одного из ведущих промышленных лидеров и демонстрирующая устойчивую способность к инновациям и ответу на вызовы конкурентов.

7.  «ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ» — личная ответственность за эффективность государственного управления, государственная служба вне рынка и уничтожение коррупции.

8.  ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ — справедливая социальная система, обеспечивающая сохранение и воспроизводство человеческого капитала, равенство стартовых возможностей всех граждан и надёжная защита социально уязвимых слоёв населения.

9.  СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИННОВАЦИИ — передовая и динамично развивающаяся наука, сохраняемые и приумножаемые достижения национальной культуры, всеобщее, традиционное и лучшее в мире образование.

10.  ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — Эффективное подотчётное гражданам государство и справедливый общественный строй, обеспечивающий каждому гражданину личную свободу и защищённость его интересов, соблюдение основных прав и свобод человека, достоинство личности, ответственность гражданина и праведность правосудия.

11.  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — торжество закона и порядка внутри страны и безопасность на международной арене, достигаемая через включённость во всеобъемлющие системы международной безопасности, конструктивное сотрудничество со всеми соседями и ведущими мировыми державами.

12.  «У РОССИИ ТОЛЬКО ДВА СОЮЗНИКА — ЕЁ АРМИЯ И ФЛОТ» — современные и эффективные вооружённые силы, способные предотвратить и пресечь любые враждебные действия против страны.

13.  МАТЬ–ПРИРОДА — здоровая экологическая обстановка, сохранение и воспроизводство природного потенциала страны.

14.  НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ РОССИИ — реализация положения Конституции РФ о том, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти Российской Федерации является её многонациональный народ».

15.  НАКАЗ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РОССИИ — развитие гражданской активности общества и его вовлечение в непосредственное управление государством.

16.  ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ — система гражданского контроля за эффективностью деятельности властных органов всех ветвей и уровней.

17.  ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — создание условий для формирования национальных интересов государства в соответствии с духовно-нравственными ценностям нации, гражданский контроль нравственного уровня СМИ.

18.  СОБОРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — выполнение демократических норм, прав и свобод человека на национальной идейной платформе при обеспечении ответственности гражданина, достоинства личности и сохранении суверенности государства.

19.  САМОБЫТНАЯ РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — реализация фундаментальных преимуществ России и её позиционирование в системе мировых цивилизаций с собственным геополитическим проектом.


IV.  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ РОССИИ КАК РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

20.  Великая Россия — это самобытная Русская цивилизация и как священное духовно-религиозное, социально-культурное и государственно-политическое всеединство Природы, Человека, Народа и Государства основана великим русским народом, соединившим в единую Нацию коренные народы и народности, исторически проживающие на её территории.

21.  Русская цивилизация во все времена формировалась соборным выбором, общими делами и победами Нации и главные из них — это принятие Православия как основы духовных ценностей русского народа, самодержавная государственность, победа над Наполеоном, строительство Советской империи, историческая Победа над гитлеровским фашизмом в Великой Отечественной войне, становление Российской Федерации как демократического государства с реальным суверенитетом народа.

22.  Русский — это понятие одновременно и этническое, и духовно-политическое, и культурно-историческое. К русским принадлежат не только этнические русские, но и все те, кто воспринимает в качестве собственных ценностей русскую государственность, русскую культуру и русский язык, кто воспринимает Россию в качестве своей исторической родины и кто связывает свою судьбу с Русским миром и Русской цивилизацией.

23.  Жизнеспособность Русской цивилизации — это сохранение традиционных ценностей, воспроизводство духовно-нравственной, культурной и этнической идентичности, демографический рост, достойное качество жизни, гражданский мир, межнациональная солидарность, межрелигиозное согласие, территориальная целостность, государственный суверенитет, взаимовыгодные отношения с мировым сообществом, интеллектуальная и экономическая конкурентоспособность, национальная безопасность и антикризисная устойчивость.

24.  Во все времена жизнеспособность Русской цивилизации определялась сохранением и передачей из поколения в поколение основополагающих смыслов бытия и внутреннего уклада жизни:

25.  У Русской цивилизации непростая судьба и планетарная ответственность:


V.  ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ РОССИИ

26.  Основные вызовы национальной безопасности России извне заключаются в нарастании межгосударственного антагонизма, который является следствием агрессивной и силовой экспансии ценностей Западной цивилизации. При этом явно обозначилось неприятие миром западного диктата, формирование новых полей цивилизационных противоречий и таких новых форм борьбы цивилизационного плана, как международный терроризм, а также нарастание борьбы не западных цивилизаций за сохранение своей идентичности.

27.  Основные вызовы национальной безопасности внутри России — в возможности утраты принадлежащих Русской цивилизации высших национальных духовных, культурных и материальных ценностей, собственной идентичности, а также исторических национальных пространств: население страны находится под угрозой постепенного вымирания, территория под угрозой сокращения и опустошения, уклад государственной и общественной жизни под угрозой умышленного разрушения.

28.  Главными угрозами Русской цивилизации в современном мире являются критические искажения духовно-нравственной природы человека, приведшие к катастрофическим событиям недавнего прошлого и деформации принципов настоящего государственного жизнеустройства:

29.  «ДЕМОНТАЖ НАРОДА» — разрушение цивилизационной целостности Нации как гражданского, социального и культурного союза народов и народностей; неоправданная разделённость русского народа, беспрецедентное сокращение и стремительная люмпенизация населения, дискредитация и разрушение института семьи как основы общества.

30.  РАЗРУШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДА — насаждение несвойственных российскому менталитету морально-нравственных ценностей, утверждение культа индивидуализма, эгоизма и насилия; неверие в способность государства защитить своих граждан; девальвация таких понятий, как долг, достоинство, честь, верность Отечеству и присяге.

31.  РАЗВАЛ ГОСУДАРСТВА — противоправное Беловежское соглашение, разрушившее Советский Союз вопреки воле большинства граждан, проголосовавших на референдуме за единое государство; ослабление роли России в мировом сообществе, сепаратизм в национальных республиках.

32.  НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — запредельные масштабы коррупции, непрозрачность расходования бюджетных средств, не соответствующий богатству государства уровень бедности народа, глобальная экономическая зависимость, неправедность правосудия.

33.  ДЕГРАДАЦИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ — критические деформации культурного, образовательного и информационного пространства, подрывающие исторически сложившиеся цивилизационные смыслы и ценности Русской цивилизации; ослабление системы воспитания культурно-нравственных ценностей и патриотизма.

34.  ДЕГРАДАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ — необоснованная коммерциализация системы здравоохранения и пенсионного обеспечения, неоправданное установление уровня жизни пенсионерам и низкооплачиваемым работникам ниже реального прожиточного минимума, уничтожение детских дошкольных учреждений.

35.  РАЗРУШЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ И ЭКОЛОГИИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ — разрушение отечественного производства, обеспечивающего внутренний потребительский рынок; вывод огромных массивов пахотных земель из оборота, варварское использование лесных запасов и нерациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

36.  ДЕГРАДАЦИЯ АРМИИ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ — «оторговление» военной службы, люмпенизация офицерского корпуса, непрофессионализм реформы армии, снижение уровня безопасности и геополитического авторитета государства.

37.  ИНФОРМАЦИОННАЯ АГРЕССИЯ — распространение антигуманных, националистических, религиозно-фанатических взглядов и течений; вытеснение традиционных форм формирования внутреннего духовного мира, неэффективность государственной политики в использовании средств массовой информации для сохранения культурно-нравственных ценностей и духовного единства Нации.

38.  РАЗРУШЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕЖИТИЯ — постепенная утрата обществом принципов традиционного российского, выработанного веками совместного мирного сосуществования различных народов и культур, рост протестных настроений, агрессивности, приводящих к экстремизму и терроризму.


VI.  ЦЕННОСТИ НАЦИИ

Ценности нации определяют систему внутреннего устроения национального бытия, существо внутренних отношений власти и народа, формулу государственной власти и существо государственности России:

39.  ЧЕЛОВЕК — как образ Божий, знание правильности и неизбежной трудности собственного Предназначения как служения Правде, Добру и Красоте, ощущение личной причастности к величию России и её всемирной и великой миссии, естественные права и свободы человека, достоинство и ценность личности, обязанности и ответственность гражданина.

40.  НАРОД — суверен и источник власти, самоидентификация народа в системе базисных ценностей, самодержавность народа, духовное и гражданское единство Нации, солидарность и дружба народов, осознание себя великим, свободным и избранным народом, обладающим по праву Промысла Божьего огромными неделимыми пространствами и несметным национальным достоянием.

41.  ГОСУДАРСТВО — Святая Русь и Великая Россия, сильная верховная власть и великодержавная государственность, реальное народовластие и суверенитет, многоступенчатая территориально-трудовая избирательная система, благоденствие Нации и жизнь по правде как высшее целеполагания государственного управления.

42.  ПРИРОДА — Мать-Земля, основа всего и начало всех начал, священный дар, территориальная целостность государства, богатство природных ресурсов и их разумное использование.

43.  КУЛЬТУРА — ценностно-смысловой код Русской цивилизации, способность к пониманию и уважению народов других культур, фундаментальность образования и общенародное просветительство, величие русского языка, отечественной литературы и искусства.

44.  ДУХОВНОСТЬ — духовный суверенитет и духовная свобода Нации, ведущая роль Православия и авторитет традиционных религиозных конфессий, любовь к ближнему и приоритет духовно-нравственных ценностей.

45.  МИРОПОНИМАНИЕ — Божественность мироустройства, всечеловечность мировосприятия, единство веры, неразрывность нации и неделимость земли, любовь к ближнему, любовь к Отечеству, благоговейное отношение к природе и окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений, незыблемость традиции Семья — Род — Народ — Родина — Природа.

46.  ЖИЗНЕУСТРОЕНИЕ — «жизнь по Правде» и справедливость, правопорядок и правосудие, социальная правда и гражданское согласие, соборность и земство, сословно-трудовое устройство общества и государства, симфония религиозно-духовного начала и общественно-государственной социальной справедливости, приоритет честного труда и достойной его оплаты.


VII.  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ

В сфере сбережения народа

47.  Преодоление беспрецедентного сокращения коренного населения, сбережение и умножение Нации, включая физическое и нравственное здоровье, моральное и материальное благополучие, социальную правду и общественное согласие, ликвидация массовой бедности населения как социального явления, создание условий для развития национальной инфраструктуры физической культуры и спорта.

48.  Поддержка института российской семьи как приоритетного направления деятельности государства. Семья, обеспеченная вниманием государства, наделённая правом, кредитами, имеющая своё семейное дело, собственность и специально созданную для неё инфраструктуру, станет основой среднего класса России и будет лучшим гарантом стабильности страны.

49.  Установление в качестве основного критерия развития государства индекса развития человеческого потенциала как обобщающего показателя социального прогресса, безопасности личности и развития социальной сферы, учитывающий ожидаемую продолжительность жизни, удельный вес грамотных во всём взрослом населении, удельный вес учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе, уровень благосостояния, измеряемый как ВВП на душу населения и т.д.

50.  Восстановление цивилизационной целостности Нации как гражданского, социального и культурного союза народов и народностей России с учётом исторической роли русского народа — связующего и опорного ядра Нации, ликвидация разрыва между различными поколениями Нации и пагубных для нации последствий от этого разрыва.

В сфере культуры

51.  Создание действенных государственных механизмов и институтов по сохранению культуры как ценностно-смыслового кода Русской цивилизации, формированию единого культурного, образовательного, просветительского и информационного пространства, построенного на фундаментальных смыслах, цивилизационных ценностях и исторических традициях России, экспансия достижений культуры и искусства в мировую цивилизацию — повышение роли Министерства культуры РФ.

52.  Предотвращение целенаправленного разрушения национальной самоидентичности, критических деформаций культурного и информационного пространства, утраты духовно-нравственных ценностей и историко-культурных традиций, присущих единой российской Нации.

53.  Проведение «общенародной инвентаризации» культурного наследия Русской цивилизации, обеспечение достаточных условий для его сохранности, доступности и преумножения.

54.  Возрождение и развитие русского языка как одного из основных хранителей цивилизационных ценностей, основы формирования и развития Нации.

В социальной сфере

55.  Установление обоснованных ресурсными возможностями государства критериев «качества жизни» в соответствии с законодательно принятыми социальными стандартами, рост которых должен являться первоочередной задачей власти и мерой оценки её эффективности. Недопущение положения, когда разрыв доходов беднейших 10% населения по сравнению с доходами 10% самых богатых в России превосходит соотношение 1 к 5.

56.  Окончательное решение проблемы детской беспризорности, решение жилищной проблемы, в том числе и путём ипотечного кредитования населения и развёртыванием массового строительства общедоступного жилья.

57.  Проведение полномасштабных государственных социокультурных инноваций с целью укрепления человеческого потенциала и формирования отечественной экономики знаний.

58.  Обеспечение полной занятости и конкурентоспособности собственных трудовых ресурсов, восстановление приоритета труда, устранение рыночных форм социальной поддержки людей, ликвидация коммерциализации здравоохранения и образования, роста коммунальных и транспортных платежей в отрыве от роста зарплаты и пенсий — создание Министерства труда РФ.

В духовной сфере

59.  Возрождение духовно-политического идеала и укрепление самобытного нравственного мира Русской цивилизации в общественном и государственном жизнеустройстве, развёртывание широкой разъяснительной компании в России, формирующей понимание того, что Россия пока «никому и ничего не проиграла», что Россия движется своим собственным путём и из всех этапов испытаний системы её исторически сложившихся ценностей всегда выходила лишь более успешной и более могучей.

60.  Восстановление духовного суверенитета и духовного здоровья Нации, утверждение приоритета духовных ценностей над материальными, утверждение роли Русской Православной Церкви и традиционных конфессий России — Ислама и Буддизма — в сохранении нравственных ценностей и духовного единства Нации.

61.  Формирование на базе ценностей и смыслов, имеющих глубокие исторические корни, обновлённой, единой для всей Нации культурно-цивилизационной идеи, являющейся стержнем нашего общества, его мобилизующим началом, вокруг которого должно формироваться, развиваться и поддерживаться всё многообразие культур народов нашей страны.

62.  Пресечение «информационной агрессии» против населения России на телевидении, в средствах массовой информации и попыток внедрения «ювенальной юстиции» в практику развития семьи — основы Русской цивилизации — создание Министерства пропаганды РФ.

В сфере образования и подготовки кадров

63.  Воспитание новых поколений граждан, осознающих ценности, исторические и духовные корни своей национальной культуры, с детства впитавших основы морали и нравственности, изначально способных различать Добро и Зло, стремящихся иметь большую семью, получивших достойное образование, убеждённых, что «не в деньгах счастье», гордящихся своей принадлежностью к Великой России, связывающих с ней своё будущее и готовых служить ей.

64.  Восстановление приоритета служения Отечеству как высшей цели каждого, возрождение и внедрение лучших традиций суворовского, нахимовского и кадетского воспитания детей не только в рамках системы детского военного воспитания и образования, но и всей системы народного образования России.

65.  Восстановление традиционной для страны системы профессиональной подготовки, совершенствования кадров, народного образования и общественного просветительства — высшего достижения человечества в этой сфере, ликвидация системы ЕГЭ и её пагубных для нации последствий — создание Министерства просвещения РФ.

66.  «Цивилизационная уборка» русской истории от всех временных, конъюнктурных, религиозных, пропагандистских, национальных и других «наложений» — восстановление истинной истории Русской цивилизации.

В политической сфере

67.  Установление подлинного народовластия, когда народ как единственный источник и суверен власти осуществляет её непосредственно через «НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ РОССИИ», которое принимает «НАЦИОНАЛЬНУЮ СТРАТЕГИЮ РОССИИ», определяющую основные направления развития государства и общества, и «НАРОДНЫЙ НАКАЗ», выражающий волю народа по жизнеустроению различных сфер бытия, согласно которым осуществляется государственная власть.

68.  Всемерное содействие со стороны Государства и всех его органов формированию и развитию в России единого общенародного патриотического движения, основанного на традициях и ценностях Русской цивилизации.

69.  Безусловность приоритета национальных интересов России, определяющихся духовно-нравственными, культурными и историческими ценностями Русской цивилизации, и выполнение демократических норм, прав и свобод человека на национальной идейной платформе при обеспечении ответственности гражданина, достоинства личности и сохранении суверенности государства.

70.  Создание системы Народного контроля, которая должна разрешить проблемы гигантского масштаба коррупции, «валового национального отката», прозрачности расходования бюджетных средств, запредельной численности сотрудников государственных и муниципальных служащих, а также обеспечить ответственность чиновников любого уровня за результаты их действий или бездействия.

В сфере государственного управления

71.  Формирование национальной элиты государства и профессионального слоя государственных служащих, способных эффективно управлять страной во имя достижения целей национального развития.

72.  Восстановление дееспособной системы управления народным хозяйством по отраслевому принципу и системы плановых органов управления государством, установление государственной монополии на внешнюю торговлю природными ресурсами.

73.  Установление нормативных показателей эффективности государственного и муниципального управления при планировании развития государства как единого цивилизационного организма.

74.  Личная ответственность за эффективность государственного управления, государственная служба вне рынка.

В сфере экономики

75.  Восстановление национальной экономики, ориентированной на самообеспечение потребностей внутреннего потребительского рынка и полной занятости населения, создание условий для конкурентоспособности собственной рабочей силы.

76.  Введение конвертируемого рубля (например, энергорубль), разрешение продажи на экспорт природных ресурсов только за рубли, снижение банковских процентных ставок по кредитам до уровня среднего, например, между уровнем Объединённого банка Европы и Центрального банка КНР, передача права эмиссии (выпуска) денег от независимого ЦБ РФ Казначейству России или национализация ЦБ РФ.

77.  Установление приоритетности использования средств из резервных фондов (резервный фонд, фонд национального благосостояния и т.п.) в инфраструктурные проекты, развитие индустрии и сельского хозяйства, а также проведение глобальной «инвентаризации и анализа» эффективности использования государственной собственности на территории России и за её рубежами на предмет соблюдения национальных интересов.

78.  Смена традиционного сырьевого экономического уклада страны на инновационный, использующий все ресурсы национальной конкурентоспособности: природные ресурсы, интеллектуальный капитал, технологический уклад и социокультурный потенциал.

79.  Переход к схеме «безналогового государства», к прозрачности бюджетных расходов и рентной системе налогообложения, где производитель, в основном, платит за изъятое из недр сырьё, за занятую под его нужды площадь земли, за нанесённый ущерб, за близость к общественным коммуникациям и т.п. и в то же время вложенный труд налогом не облагается или облагается в существенно меньшей степени.

В сфере природопользования

80.  Земля, её угодья и недра, являются национальным достоянием, и должны принадлежать только Государству. Земля может быть предметом рынка только в виде её аренды.

81.  Воссоздание сельской жизни как способ контроля национальных пространств, воссоздание естественного стратегического резерва нации, решения задач продовольственной безопасности страны, укрепления российской семьи, количества и качества народонаселения, снижение уровня урбанизации и её негативных последствий, основу потребительской кооперации, возвращения к национальным историческим ценностям и укрепления национальной идентичности.

82.  Установить, что каждая российская семья имеет право на безвозмездное получение с правом наследственного владения участка земли площадью до 1 га по месту своего проживания для создания на нём родового поместья и что государство должно обеспечить решение всех инфраструктурных вопросов их создания и развития.

83.  Обеспечение освоения собственных пространств в целом, в течение жизни одного-двух поколений, в противном случае эти территории и пространства с имеющимися ресурсами развития будут утрачены «естественным» путём, то есть просто заняты как пустое и никем неконтролируемое пространство соседними цивилизациями.

В сфере правосудия

84.  Установление подлинной независимости судебной системы России от других органов государственной власти и средств массовой информации.

85.  Утверждение незыблемости института частной собственности, полученной честным путём. Декларирование всех форм собственности и доходов от её использования, полученной от приватизации государственного имущества. Национализация неэффективно используемых производств.

86.  Правовая оценка чековых и залоговых аукционов и других механизмов «прихватизации», а также ответственности должностных лиц, подготовивших, подписавших и ратифицировавших решение о прекращении Союза ССР, грубо нарушившее волю народа о сохранении Союза ССР, выраженную на референдуме 17 марта 1991 года.

87.  Приведение нормативно-законодательной базы и практики судопроизводства в России в соответствие с традициями и ценностями Русской цивилизации: необходимо сделать так, чтобы жить по закону в России можно было только, если закон требует жить по правде, по совести, соблюдая социальную справедливость.

В сфере науки и промышленности

88.  Обеспечение преемственности научных школ и превосходства национальной науки в фундаментальных и прикладных областях знаний обеспечивающих развитие России, превращение науки в основу научно-технического и социального прогресса нации, в основу получения нового качества экономического роста.

89.  Развитие государственно-частного партнёрства в создании инфраструктуры малого и среднего бизнеса со значительным увеличением рабочих мест в условиях их сокращения в крупных компаниях и отраслях с наделением органов государственной и муниципальной власти полномочиями государственного партнёра по формированию сферы жизнеобеспечения конкретных территорий с установлением параметров оценки эффективности в этой сфере.

90.  Протекционизм отечественных отраслей народного хозяйства и опережающее развитие инфраструктуры — транспортной, энергетической, жилищной, коммунальной, инфраструктуры знаний, безопасности и управления.

91.  Восстановление оборонно-промышленного комплекса России в масштабе, обеспечивающем полное удовлетворение потребностей Вооружённых сил России в вооружении и военной технике для безусловного отражения всех внешних и внутренних угроз России, ориентируясь на то, что оборонно-промышленный комплекс России должен быть полностью подконтролен государству.

В сфере национальной безопасности и обороны

92.  Противодействие развращению Нации, продвижению чуждых Русской цивилизации навязываемых извне ценностей и идеалов, разложению устоев государства путём формирования единого информационного пространства, построенного на фундаментальных смыслах, цивилизационных ценностях, исторических и религиозных традициях России; организация пропаганды национальных достижений, поддержка отечественных телерадиовещания и кинематографии, организация национального кинопроката, информационное сопровождение деятельности органов власти.

93.  Обеспечение полной защищённости личности, общества и государства за счёт качества и мощи Вооружённых Сил, восстановление боеспособности вооружённых сил Министерства обороны РФ и роли Генерального штаба.

94.  Недопущение отставания от уровня развития военно-промышленных комплексов и вооружений ведущих мировых держав.

95.  Полноценное и полномасштабное восстановление системы государственной безопасности России, создание Министерства национальной безопасности РФ на основе собственных традиций и опыта спецслужб с переводом в его подчинение всех сил специального назначения.

В сфере международных отношений

96.  Формирование и реализация на пространствах Евразии своего собственного глобального геополитического проекта, соизмеримого с проектом СССР и имеющего чёткую цивилизационную, идеологическую, геоэкономическую и силовую основу.

97.  Воссоединение народов России, Украины и Белоруссии в рамках единого государства.

98.  Внешнеполитическим приоритетом России должно стать восстановление «Русского мира»: наши соотечественники за рубежом имеют право на всестороннее покровительство России и льготное получение её гражданства, а обладающие реальным суверенитетом территории, население которых считает себя частью «Русского мира», — право на воссоединение с Россией во взаимоприемлемой форме.

99.  Россия не должна позволять себе решать чужие стратегические задачи, а обязана сосредотачиваться на решении своих собственных проблем национального развития, не должна решать задачи национального развития ценою своего цивилизационного и национального перенапряжения, и даже временной утраты своих национальных святынь, ценностей интересов и территорий — Конституция РФ должна закрепить приоритет национальных интересов над любыми внешними обязательствами.


VIII.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

100.  Реализация Целей Национальной стратегии России должна осуществляться всей мощью страны, вестись планомерно, полномасштабно и независимо от конъюнктурных влияний внутренней или внешней среды существования Нации или политических предпочтений её лидеров.

При составлении данного документа была заимствована идея важнейшего исторического документа Русской цивилизации, определившего на многие годы пути и способы решения важнейших проблем нашего Отечества и известного под названием «Стоглав» — (соборное уложение 1551 г.), который был разделён в подражание «Судебнику» 1550 г. на сто глав, откуда её заглавие; в самом тексте памятника и современных ему документах он называется «Соборным уложением».


http://ruskline.ru/analitika/2010/8/16/osnovy_nacionalnoj_strategii_rossii_proekt_nasha_rossiya/

* * *



HTML-версия от 21.08.2010, project03.ru, projectrussia.orthodoxy.ru